Главная » 90 лет Электу » Музей труда работников унитарного предприятия "Элект" ОО "БелТИЗ"

Музей труда работников унитарного предприятия "Элект" ОО "БелТИЗ"

Историческая справка

 На сегодняшний день в большинстве стран незрячие люди являются полноправными членами общества. Подобную государственную политику проводит и Беларусь. На протяжении многих десятилетий Белорусское товарищество инвалидов по зрению содействует реализации государственных полномочий в области медицинской, профессиональной, социальной реабилитации инвалидов по зрению. С момента основания по настоящее время эта общественная организация использует все средства для облегчения повседневной жизни незрячих и слабовидящих людей, направляя свою деятельность во всех уголках Беларуси на участие в реализации государственной политики в отношении инвалидов, на защиту их прав и интересов. В круг вопросов, которыми занимается БелТИЗ, входит приобщение незрячих к труду, получение полноценного образования, раскрытие творческих и спортивных талантов. Нашей целью является рассказать о положении и труде незрячих людей на протяжении всех периодов развития человечества.

 Положение слепых в рабовладельческом обществе определялось их принадлежностью к тому или иному классу: рабов или рабовладельцев. Истории известны древнегреческие слепые ученые, ораторы, учителя, которых охотно нанимали в дом римские патриции. Что касается слепых рабов, то их уничтожали, если они не способны были работать так, как хотелось хозяину. Известны также случаи, когда крупные землевладельцы, имея много рабов, ослепляли тех, кто использовался в домашнем хозяйстве. Раб продолжал так же работать: крутить ворот, мять виноград и т. д., а слепота не давала возможности ему убегать от хозяина. В древнем Китае слепых от рождения или уничтожали, или бросали на произвол судьбы, как неспособных к труду и службе императору. Оставшиеся в живых слепые от рождения никакой помощи со стороны государства не получали.

 Существенно меняется взгляд на слепого и его положение в обществе с победой феодализма и с распространением в большинстве стран Европы христианской религии.

 Любое отклонение в физическом развитии расценивается как проявление воли бога, который наказал людей за их грехи или за грехи предков. В этих условиях, независимо от сословия, слепой становится отщепенцем общества, которого наказал бог. Слепота является страшной карой для человека. Не случайно, история знает факты, когда смертная казнь заменялась ослеплением людей, так как это было равносильно смерти. Уделом большинства слепых из народа являлось нищенство.

 В период раннего средневековья (VI-VII вв.) в странах Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, где господствующей становится мусульманская религия, общественное положение слепого несколько иное. Он, как и в христианской религии, "отмечен богом", но отмечен как человек, на которого "снизошел дух божий". Он расценивается в большинстве стран как "святой".

 В мусульманских странах были популярны незрячие дервиши, которые понимали Коран и умели его толковать народу. Положительное отношение мусульман к незрячим подтверждают и другие исторические факты. В Египте в начале нашей эры жрецами была подготовлена программа помощи незрячим. На основе этой программы верующие были обязаны приносить пожертвования незрячим. В 970 году в Аль-Атарском университете была подготовлена специальная программа для обучения незрячих. В этой программе был предусмотрен 12-летний курс обучения. Всю учебную программу незрячие выучивали наизусть.

 Позже, в ряде европейских стран делается попытка создать убежища для слепых. Старейшими из них являются Баварское и Парижское убежища для взрослых слепых. И то и другое создаются по инициативе государей этих стран.  В Баварии в 1198 году было основано первое убежище для взрослых слепых на средства ослепшего курфюрста.       

 В эпоху Возрождения интерес к человеку, к его назначению и месту в обществе резко возрастает, возникает потребность в людях, обладающих научными знаниями. Изменения, происходившие в обществе, отразились и во взглядах на незрячих.

 В Палермо в 1662 году возникает небольшая музыкальная школа для слепых на 30 человек. Организаторы этой школы (сами слепые) выработали устав, согласно которому нищенство для слепого является позором, и слепые могут и обязаны трудиться. Хотя эта школа просуществовала сравнительно недолго, значение ее в истории развития профессиональных учреждений для слепых огромно.

 В Англии создаются "братства" слепых, которые тоже пытаются найти пути для своего самостоятельного существования. Там слепых обучали хорошо ориентироваться при передвижении по улицам Лондона. Общество предлагало иностранцам услуги слепых в качестве провожатых в туманные дни и вечера, когда зрячим, плохо знающим Лондон, легко было заблудиться. Конечно, это были лишь жалкие попытки изменить судьбу слепых из народа, в судьбе которых почти никакого участия не принимало государство. Однако это свидетельствует о новом взгляде на слепых, создает предпосылки для начала их систематического обучения и включения в трудовую деятельность.

 Важным шагом на пути развития обучения слепых явились попытки некоторых общественных деятелей предложить способы письма и чтения с помощью осязания. Наиболее распространенным был тогда способ письма на вощеной бумаге острой палочкой обычных букв, которые затем на ощупь воспринимались слепым. Этот способ письма был мало пригоден для слепых потому, что Он не учитывал особенностей и возможностей их осязания. Важным в истории развития письменности слепых была попытка распространения точечного шрифта Ф. Лана (1670 г.), который, изучив некоторые особенности осязания, предложил свой шрифт, основанный на комбинации двенадцати точек. Этот шрифт не получил широкого распространения, а сам автор, за вмешательство в судьбу слепого, был сурово наказан церковью. Косвенно шрифт Ф. Лана сыграл свою положительную роль в создании шрифта Брайля, которым пользуется сейчас большинство слепых мира.

 Что же касается исторической справки о проблеме слепых в России, то впервые школа для слепых детей открылась в Санкт-Петербурге в начале XIX века. Тогда слепыми числилось 248 тысяч взрослых людей и около 40 тысяч детей. В первых школьных книгах рельефные буквы повторяли очертания обычных. Читать было очень сложно – требовалось слишком много осязающих движений пальцами. По-настоящему освоить эту науку слепые смогли лишь спустя десятилетия, когда появилась система рельефно-точечного чтения Луи Брайля.

 Много времени в школах для слепых уделялось физическому и трудовому воспитанию. Среди незрячих было немало профессиональных портных и скорняков. Детей учили ткать, шить одежду, плести корзины. Продукция слепых охотно раскупалась. Особое значение предавалось музыке. Оркестры слепых исполнителей всегда были очень популярны. Но основной задачей школ для слепых была и остается подготовка к жизни среди зрячих людей.

 После Октябрьской революции слепые были признаны полноправными членами общества. Была поставлена задача включить незрячих в общественно полезную трудовую деятельность. Для более успешной борьбы инвалидов по зрению за собственные права создаются общественные организации. В 1924 году В Белорусской ССР было создано Белорусское общество слепых (БелОС). Первым председателем стал выпускник Минского училища слепых, инвалид 1 группы по зрению, Волчек Исидор Максимович. К 1937 году в составе общества было 980 человек, 650 из них работали, объем выпускаемой продукции составлял в ценах 1932 г. 1 млн. 900 тыс. руб. Улучшалось материальное положение инвалидов. 

 В годы Великой Отечественной войны тыл захлестнула волна военно-ослепших, которых было необходимо в кратчайшие сроки обучить доступной профессии, оказать элементарную психологическую поддержку. Сформированное к тому времени общество слепых объявило о готовности к действию. Оно согласилось оказать помощь и направить на службу ее участников. В блокадном Ленинграде впервые в истории российской армии незрячие люди были призваны на воинскую службу «слухачами» и связистами.

 На территории БССР на данном этапе деятельность общества была прервана. Но незрячие люди принимали активное участие в партизанском движении, были связными партизанских отрядов. Примеры личного мужества в годы Великой Отечественной войны показали связные (незрячие) А.М.Литвинова, Н.С.Филюта и др.

 Периодом расцвета общества слепых стали 70-е годы. Программы реабилитации незрячих были расписаны на годы вперед.

 Таким образом, начиная с XIX века и заканчивая XX, для слепых людей начали появляться всевозможные условия для адаптации и интеграции в общество. С годами для них открывалось все больше возможностей и перспектив для улучшения их жизни. Незрячие люди начали осознавать свое место в социуме и перестали чувствовать себя ущербными, никому не нужными.

Известные незрячие и слабовидящие люди

Гарриет Табмен

Клод Моне

Хелен Келлер

Гомер



Ванга



Луи Брайль



Николай Лобачевский



Галилео Галилей



Дэвид Бланкетт